Я задумывал написать статью о том, как выбрать масло для своего байка, однако уже в процессе работы над ней понял, что для начала лучше дать основную информацию о производстве, маркировке и особенностях смазочных материалов, а это предмет отдельного разговора. Так что содержащаяся здесь информация даст вам возможность лучше понять то, что будет изложено в статье по выбору моторных масел и, соответственно, советую внимательно с ней ознакомиться.
В наше время моторные масла выпускают практически все кому не лень. Только в России есть несколько десятков брэндов, начиная от таких известных, как Лукойл, ТНК, Luxoil, Spectrol, U-tech (Юкос) и заканчивая марками, известными только в своем регионе: Дон, Ярнефть, Норси, Квалитет и тому подобными. Такое разнообразие связано со многими факторами, но не последнее место в них занимает то, что правильно оценить то, что залито в канистру могут не многие. Само производство смазочных материалов в большинстве случаев сводится к добавлению к базовому маслу (о нем ниже) пакета присадок, формирующих те или иные свойства и последуещее затаривание полученной смеси в канистры. Само получаемое масло может быть минеральным, полусинтетическим и синтетическим. Первый тип - это практически натуральное базовое масло, либо включающее в свой состав незначительное количество присадок; второй - имеет существенный объем присадок; третий - состоит только из синтетических компоненто и не имеет (или практически не имеет) в своем составе базового масла. Базовое масло - это то масло, которое получают непосредственно из перегонки нефти. У нас в России с нефтью все в порядке, поэтому стоимость базовых масел довольно низка. Однако, в следствие того, что свойства и показатели как самой нефти (зависят от месторождений), так и качества ее переработки (примеси, однородность) могут колебаться в значительных пределах, то и получаемые на выходе базовые масла уже существенно различаются по качеству. Пакет присадок - это композиция синтетических веществ, обеспечивающих защиту деталей двигателя от коррозии и износа, растворение и удержание загрязнений, уменьшение нагарообразования и вспенивания. По большей части именно от пакета присадок зависят эксплуатационные свойства масла, которые определяются классом, обозначаемым по различным классификациям (API, SAE, ACEA или ГОСТ). В данное время подавляющее большинство компонентов присадок производится всего лишь несколькими мировыми производителями, такими как Exxon, Shell, Pennzoil, Lubrizol, Neste и Chevron. Отсюда видно, что марок моторных масел - сотни, а производителей присадок - единицы. Это вовсе не значит, что все масла практически идентичны - качество смазочных материалов помимо выбора базового масла определяется еще и умением производителя подобрать такую композицию присадок, которая максимально учтет все предъявляемые требования.
Уже из того, что для квалифицированного и обоснованного выбора базового масла, а также для разработки и приготовления пакета присадок, видна необходимость наличия на предприятии хорошей химической лаборатории, а также высокопрофессиональных научно-исследовательских кадров. Такое может позволить себе только довольно крупная компания, а на более мелких такой процесс происходит либо "на глаз", либо основываясь на рекомендациях сторонних профессионалов. Плюс ко всему необходима система контроля качества на всех этапах производства - а это также сфера деятельности химиков высокой квалификации. Поэтому высоким и стабильным качеством могут обладать только масла солидной фирмы-производителя, обладающей хорошим научным и техническим потенциалом. Теперь перейдем непосредственно к характеристикам масел и сфере их применения. Для того, чтобы любой покупатель мог правильно выбрать масло, необходимое для его двигателя, существуют различные классфикации и стандарты. До недавнего времени в России был принят только ГОСТ, однако с появлением и распространением импортных смазочных материалов все чаще стали употребляться маркировки свойств и характеристик масел по API, SAE и ACEA. Существуют и другие классификации, но эти встречаются чаще всего, поэтому ими и ограничимся.
Классификация по API
API - классификация, разработанная американским институтом нефти (American Petroleum Institute). Первая классификация по API была разработа еще в 1947 году и с тех пор многократно менялась и дополнялась. Маркировка довольно проста: • первая буква говорит о типе двигателя или типе транспортного средства: S (Service) - легковые автомобили, микроавтобусы и джипы с 4-х тактным бензиновым двигателем, С (Commercial) - дизельные двигатели грузовых автомобилей, дорожной и строительной техники. Также дополнительно введена серия Т для маркировки масел, предназначенных для использования в двухтактных двигателях мопедов, мотоциклов, снегоходов, водных мотоциклов и т.п. • вторая буква для серий S и C говорит о годах принятия спецификации, то есть каждая последующая буква говорит о более жестких требованиях к качеству масла и, следовательно, к году выпуска двигателя. • если присутствует цифра 2, то это масло предназначено для двухтактных двигателей, 4 - для четырехтактных. • двойная маркировка (например, SH/CG-4, SG/CF-4 и т.п.) означает, что данное масло может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях Таблица, которая здесь приведена, более наглядно объясняет смысл классификации. В данной таблице во второй колонке - ориентировочные года выпуска (разработки) двигателя.
Маркировка |
Год выпуска |
Примечания |
Бензиновые двигатели (серия S) |
SA, SB, SC,SD и SE |
до 1979 |
Только по рекомендации производителя. Устаревшие требования к качеству, в настоящее время не применяются. |
SF |
до 1988 |
Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине, высшее для 2-х тактных моторов |
SG |
1989-1993 |
Высокофорсированные двигатели с турбонаддувом |
SH |
до 1996 |
Высокофорсированные перспективные автомобили с высоким турбонаддувом |
SJ |
после 1996 |
Для всех используемых моделей, очень высокие требования к качеству масла. |
SL |
c 2001 |
Новейшая спецификация для самых последних моделей двигателей |
Дизельные двигатели (серия С) |
СА и СВ |
до 1960 |
Только по рекомендации производителя. Устаревшие требования к качеству, в настоящее время не применяются. |
СС |
с 1961 |
Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях |
CD |
с 1955 |
Высокофорсированные двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе |
СD-2 |
c 1987 |
Высокие требования к качеству масел для двухтатных двигателей. |
CE |
с 1987 |
Новые требования по качеству для классов CC и CD |
СF-2 |
c 1994 |
Улучшенные характеристики, по сравнению с CD-2. Высшее для двухтактных двигателей |
CF-4 |
c 1990 |
Для высокоскоростных, четырехтактных двигателей с турбонаддувом, используется вместо масел класса CE |
CG-4 |
с 1995 |
Высокие требования к маслу для четырехтактных двигателей, работающих в тяжелых условиях |
CH-4 |
с 1999 |
Очень высокие требования по качеству масла для четырехтактных двигателей |
СL-4 |
c 2002 |
Новейшая спецификация для самых последних моделей четырехтактных дизелей |
Двухтактные двигатели (серия Т) |
TA |
- |
Для двухтактных двигателей мопедов, газонокосилок и соответствующих машин |
TB |
- |
Для мопедов, скутеров и маломощных мотоциклов |
TC |
- |
Для двухтактных мотоциклов и другой техники, работающей на суше |
TD |
- |
Специальная сертификация для двигателей водных мотоциклов, яхт, катеров и моторных лодок |
Классификация по SAE
Помимо классификации API, которая показывает лишь общие требования к качеству масла, но не дает информации о конкретных характеристиках, существует классификация по SAE. Эта классификация была специально разработана для наглядного информирования потребителя о вязкостно-температурных свойствах масла. В качестве общедоступной характеристики была принята температура окружающей среды. Сама маркировка по SAE подразделяет моторные масла на на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой - летнему классу, например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50 и т.п. Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 10е6 с-1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температуре, отличающейся на 10°С. Первое из них дает потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером, второе - о предельной температуре, при которой масляный насос будет прокачивать масло под давлением в процессе холодного пуска. Предельная температура прокачивания обязательно ниже, чтобы при холодном пуске избежать сухого трения в узлах, смазываемых под давлением. Как правило, для того, чтобы не заставлять покупателя запоминать значения температур, сопоставляемых определенной маркировке масла, на канистре наносят шкалу по SAE, которая имеет примерно такой вид:
Общая же таблица самых распространенных маркировок масел по SAE в соответствии с температурами окружающей среды, в которой будет эксплуатироваться двигатель выглядит следующим образом:
Следует отметить, что классификация моторных масел по SAE не дает информации ни о типе масла (минеральное, полусинтетика или синтетика), ни о его качественных свойствах. Именно поэтому данная классификация лишь дополняет маркировку по API.
Классификация по ACEA Третьей в ряду самых ходовых маркировок стоит маркировка масел по ACEA. АСЕА - это Ассоциация европейских производителей автомобилей, то есть и маркировка масел основывается на рекомендациях основных автомобильных компаний. Главное отличие этой классификации - выделение в отдельную группу масел для дизельных двигателей легковых автомобилей, что связано, прежде всего, с тем, что в Европе дизельных легковушек значительно больше, нежели в США. Классификация АСЕА подразделяет моторные масла на три категории по три класса в каждой: • масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96 • масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: В1-96, В2-96, В3-96 • масла для дизелей тяжелых грузовиков, автопоездов: Е1-96, Е2-96, Е3-96. Первая буква определяет класс применимости (бензиновые двигатели, легковые дизели, грузовые дизели). Следующая за буквой цифра - это качество масла (чем она больше, тем масло лучше). Последние две цифры - год принятия спецификации - 1996.
Как видно, ни одна из распространенных маркировок масла не сможет вам сказать о его качестве в той мере, в которой вы хотели бы это знать. Еще хуже дела обстоят у нас, мотоциклистов - какое масло можно заливать? Об этом частично может сказать только классификация по API, но опять же она слишком лаконична: для двухтактных мотоциклов и все. Поэтому в следующей статье, появященной моторным маслам мы рассмотрим более конкретно их свойства и характеристики, а также выработаем общую стратегию выбора смазочных материалов для двигателя.
|