На моей Pannonia перестал работать выключатель стоп - сигнала . Оригинального сейчас не найти, а ходить по рынкам в поисках замены не хотелось . Лень родила решение: датчиком, реагирующим на нажатие педали тормоза, стал геркон . А поскольку ток , потребляемый лампочкой стоп - сигнала , великоват для этой детали, сделал усилитель на транзисторе . Устройство работает так . На рычаге привода заднего тормоза закреплен магнит . При нажатии на педаль рычаг с магнитом приближаются к геркону , и магнитное поле замыкает его контакты . При этом открывается транзистор VTI - лампа загорается . Схема отработала уже несколько месяцев без замечаний . При использовании устройства в цепи постоянного тока диод и конденсатор не нужны . Если на вашем мотоцикле 12- вольтовый генератор , номиналы резисторов нужно увеличить вдвое , а затем подобрать такой R 2, чтобы падение напряжения на транзисторе было минимальным. Для этого подключите схему к 12- вольтовому источнику питания - аккумулятору или зарядному устройству . Подсоедините параллельно к транзистору вольтметр, а вместо R 2 - переменный резистор на 150-470 Ом . Уменьшая сопротивление переменного резистора , добейтесь минимального показания вольтметра . Затем измерьте его сопротивление и впаяйте в схему ближайший ему по номиналу постоянный .
Детали недефицитны . Диод VD 1 - КД 203 или любой другой , рассчитанный на ток не менее 5 А ( при 12- вольтной схеме 3 А ). Конденсатор С 1 - 1000 мкФ X 16 В . R 1 - 41 Ом , 2 Вт . R 2 - 100 Ом , 2 Вт . Транзистор VT 1 - П 210 ( можно использовать любой от П 213 до П 217). Геркон SF 1 - любой , с допустимым током до 75 мА .
От редакции.
Чтобы не разбить стеклянный корпус геркона , спрячьте его в любой корпус из немагнитного материала , например в алюминиевую или медную трубку подходящего размера , или наденьте на него кембрик . А затем залейте эпоксидной смолой . Кстати, стоит контролировать положение не только тормозных рычагов . Существует еще боковая подставка , которую впопыхах порой забываешь убрать и т . д . При компоновке различных устройств с участием герконов можно использовать то , что они реагируют и на приближение магнита не только к колбе, но и к их торцам .
Вместо усилителя тока на транзисторе допустимо использовать реле . Главное , чтобы ток , идущий через его обмотку, не превысил допустимую для контактов геркона величину . Автомобильные детали не подойдут - выбирайте из радиотехнических .
С помощью геркона контролируется работоспособность ламп в электрооборудовании мотоцикла . В нашу рубрику «Мозгодром» часто поступают предложения подключить параллельно к лампе стоп-сигнала контрольную лампочку и установить ее на панели приборов . Владельцы «Ижей» в этом случае используют незадействованный глазок для контроля работы раздельной смазки . Спору нет , за работой стоп - сигнала приходится присматривать , но ведь при таком подключении «контролька» вам сообщит лишь о неисправности выключателя . А если сгорит лампа? Контролировать лампы поможет геркон . Если намотать вокруг его корпуса несколько витков медной проволоки и пропустить по ней постоянный ток , внутри обмотки возникнет магнитное поле , которое замкнет контакты геркона и зажжет контрольную лампу . Если захотите сделать это на «Сове» или «Пилоте» , стоп - сигнал придется включать через выпрямитель, как это сделал на своей Pannonia автор письма . Количество витков зависит от тока , который потечет через обмотку- то есть от мощности лампы , которую вы контролируете . Чем она мощнее , тем меньше витков нужно намотать .
Этим же решением можно воспользоваться , если в цепи несколько потребителей , например указатели поворотов . Если хоть одна лампа перегорит , «контролька» не вспыхнет .
Существуют герконы , которые в магнитном поле не замыкают контакты , а размыкают . Если использовать такой , то «контролька» будет загораться при перегоревшей лампе.
|