В настоящей статье речь пойдет о карданной передаче для отечественного чоппера на базе всеми любимого и родного оппозита. Немного о правилах конструирования карданных передач. Карданный вал можно располагать по двум схемам: Z (рис.1) и W (рис.2).
Для обеспечения правильного расположения кардана по Z-схеме необходимо чтобы выходной вал коробки передач и входной вал главной передачи были параллельны (1 = 2), иначе между ними будут возникать колебаний угловой скорости вращения валов, а также колебания крутящего момента. Компоновка карданной передачи по W-схеме позволяет получить одинаковые угловые скорости на валах, а, следовательно, максимально снизить колебания величины крутящего момента. Но при соблюдении следующих условий: а) (1 = 2); б) концы соединяемых валов должны находится на одной прямой. Для работоспособности обоих схем карданной передачи необходимо, чтобы обе вилки кардана были расположены в одной плоскости. На серийных оппозитах карданная передача выполнена по Z-схеме. При постройке чоппера большинство самопальщиков придерживаются этой-же схемы. Но для установки широкого колеса необходимо смещать главную передачу вправо и тем самым увеличивать угол кардана. А он не беспредельный. Поэтому наряду со смещением главной передачи увеличивают расстояние между задним колесом и двигателем. Такие нововведения приводят к увеличению базы, что само по себе для чоппера благо. И к неоправданному увеличению габарита задней части чопа, т.к. часто это происходит в меньшей степени за счет ширины колеса. При этом иногда получается картина: колесо отдельно главная передача отдельно. При такой компоновке говорить об удобной посадке: ноги вперед - не приходится. Скорее получается ноги вширь. Да и общий вид и дизайнерская идея страдают. W-схема карданной передачи позволяет максимально приблизить двигатель к заднему колесу и освободить место перед двигателем для удобного расположения нижних конечностей. Карданный вал как-бы огибает колесо и передает крутящий момент на колесо посредством оптимально расположенной относительно колеса главной передачи. При этом ширина задней части чоппера целиком зависит от ширины колеса. Конечно, для постановки кардана по W-схеме необходимо повернуть двигатель (прошу заметить - не сместить). Для примера смотрите рис. 3.
Для установки колеса 150/90-15'' необходимо: повернуть двигатель относительно его центра тяжести на 5 градусов; внутреннюю плоскость фланца маятника для крепления редуктора главной передачи разместить на расстоянии 160 мм от продольной оси чоппера. При этом зазор между покрышкой колеса и карданным валом составит около 5 мм. По высоте двигатель должен располагаться так, чтобы ось коленвала ДВС и ось колеса лежали в одной плоскости.
|