Рамы в самодельных конструкциях чаще всего почтенного возраста, на их поверхности зачастую серьезные очаги коррозии. Но это лишь видимые следы продолжительной эксплуатации . Как правило, в своей жизни они немало поколесили и не только по асфальту, выдерживали перегрузки, потому просто искривились , накопилась «усталость металла» .
Найти старую раму с правильной геометрией - большая удача .
Но вот подходящая найдена. Теперь вам предстоит бесконечное отрезание «ненужных деталей», зашлифовывание поверхности труб. После всего этого на своих «исторических местах», скорее всего, останутся лишь основные передние трубы . Вот почему мы пришли к решению проектировать раму с чистого листа .
В первую очередь, нужно решить, какие будут установлены и как скомпонованы основные формообразующие детали: бензобак, седло, глушители. На этом этапе можно корректировать параметры для удобной посадки водителя, исходя из его роста, на его вкус размещать аксессуары. Еще не поздно выбрать широкие автомобильные покрышки на самодельных задних колесах. И уйти, наконец, от несовершенной задней подвески в пользу системы с центральным газонаполненным моноамортизатором.
Для своей рамы использовали тонкостенные бесшовные трубы из углеродистой стали диаметром 32 мм в передней части и 028 мм в хвостовом оперении . Такие трубы обладают достаточной жесткостью, гнутся в холодном состоянии и хорошо варятся.
Для тяжелого мотоцикла важно, чтобы мощной была рулевая колонка. Мы использовали точеную трубу с установленными в ней двумя радиально упорными роликоподшипниками . Это позволяет многократно увеличить площадь контакта в соединении «рамавилка», а, следовательно, повысить ресурс узла.
Очень важно добиться симметричности рамы относительно продольной оси симметрии мотоцикла .
Плоскость вращения колес тоже должна проходить через эту ось . Без стапеля «поймать» симметрию невозможно. Я использую ровную поверхность толстой стальной плиты с точно нанесенной разметкой основных осевых линий. В отверстия в плите вставляются стержни прижимов, которыми жестко фиксируются заготовки рамы - это особенно ценно для сварки. Специальная вертикальная стоика позволяет выставлять трубу рулевой колонки строго соосно относительно рамы на требуемой высоте и с необходимым углом наклона.
Когда скелет рамы готов, привариваю точки крепления двигателя и маятник заднего колеса. Чтобы уменьшить вибрацию от двигателя на раму, он подвешивается не жестко, а на сайлент - блоках. Они приварены поверх нижних труб и усилены косынками . Теперь рама немного опустилась относительно двигателя, и мотоцикл зрительно стал ниже. Еще одно достоинство такой конструкции: штампованный поддон картера дополнительно защищается рамой от повреждений .
Следующий этап сборки чоппера - создание задней подвески . Об этом - отдельный разговор . Чем хороша идея полностью самодельной рамы? Не только возможностью еще на стадии проектирования заложить необходимые габариты и стиль. Мотоцикл с такой рамой можно легализовать как самодельный и зарегистрировать его в ГИБДД.
|