Бензиновый бак, изготовленный из тонкой листовой стали, устанавливают в верхней части мотоцикла. Баку придают обтекаемую, красивую форму, хромируют и окрашивают так, чтобы он украшал мотоцикл. В дне большинства баков имеется продольное углубление для верхней трубы рамы, делящее его на две половины и придающее ему седлообразную форму (рис. 1,а). Для перетекания бензина из одной половины бака в другую у некоторых баков сзади внизу сделаны патрубки, соединенные гибким бензопроводом.
В качестве бензинового бака иногда используют также верхнюю специально утолщенную трубу рамы, а для запасного бака — тоже несколько утолщенные трубы шасси коляски. У мотороллеров бензиновый бак вместе с двигателем закрыт декоративным кожухом. Внутри бак для предохранения от коррозии оцинковывают или покрывают бензостойким лаком, так как бензин с небольшим содержанием воды вызывает интенсивную коррозию стали.
Пробка горловины бензинового бака имеет двойную стенку и отверстие для воздуха, расположенные так, чтобы бензин не выплескивался наружу, а внутрь бака поступал воздух. Между горловиной бака и пробкой установлена уплотняющая резиновая или пробковая прокладка. В горловину бака иногда вставляют сетчатый фильтр 3. Сетчатый фильтр устанавливают также на приемной трубке бензинового крана. У пробки бака двухтактного двигателя изнутри прикреплен мерный стакан, обычно емкостью 0,1 л.
Кран (рис. 1, б) с уплотняющей прокладкой ввернут в штуцер на дне бака. Иногда для этого узла применяют промежуточную гайку с правой и левой резьбой: левая резьба на кране и правая резьба на штуцере бака. При завертывании такой гайки кран можно установить в требуемом положении, не меняя толщины прокладки.
Стандартный кран имеет три положения — «Открыто», «Закрыто» и «Резерв» и совмещен с фильтром и отстойником бензина.
Применяется также кран в виде запорной иглы (причем она может быть полой), которая ввернута в резьбу установленного в дне бака штуцера с седлом (рис. 76, в). Доступ к головке запорной иглы удобнее, чем к обычному крану, в особенности если цилиндр расположен вплотную к дну бака. Кроме того, такой кран легче открывать зимой, когда водитель пользуется теплыми рукавицами. Бензиновый кран соединен с карбюратором гибким бензопроводом из бензостойкой резины или из пластмассы.
Воздушный фильтр.
Для очистки от пыли воздуха, поступающего в карбюратор, применяют масляные и сухие воздушные фильтры, причем их совмещают с глушителем шума впуска. Работа двигателя без фильтра недопустима. Срок службы двигателя в значительной степени зависит от правильной работы фильтра. Например, при езде без воздушного фильтра по дорогам с большой запыленностью воздуха срок службы двигателя уменьшается примерно вдвое. После нескольких поездок на зеркале цилиндра и поршне появляются риски. У двухтактного двигателя в дополнение к этому внутренняя полость картера покрывается слоем смешавшейся с маслом пыли, от чего быстро изнашиваются подшипники.
Необходимость в установке глушителя шума впуска — полости о соответственно подобранным объемом, появилась в связи с применением на мотоциклах усовершенствованных эффективных глушителей шума выпуска, так как при этом стал особенно заметен неприятный шум впуска. В простейшем сетчатом контактном масляном воздушном фильтре (рис. 2, а) запыленный воздух, проходя через промасленные сетки, оставляет на них частицы пыли. Но такая очистка недостаточна. Сетчатую набивку необходимо часто промывать бензином, так как она быстро загрязняется, просушивать и вновь пропитывать маслом. Загрязненные сетки, оказывая усиленное сопротивление воздуху, не очищают его. При этом происходит обогащение горючей смеси, уменьшается мощность двигателя.
Уход за таким воздухоочистителем довольно обременителен и вследствие этого водители нередко пренебрегают уходом.
Более эффективно воздух очищается в воздушных фильтрах с двойной инерционной и контактной очисткой. Конструкция их бывает различной, но процесс очистки одинаковый. Такие воздушные фильтры установлены на многих мотоциклах. В воздушном фильтре мотоциклов М-61 и М-72 (рис. 2, б) неочищенный воздух, поступивший под крышку 1 корпуса 4, огибая направляющий козырек 2, резко меняет направление и ударяется о поверхность масла в масляной ванне 3. Частицы пыли, отделившиеся от воздуха, задерживаются маслом, а воздух вторично очищается в промасленных сетках 6, попутно увлажняя их маслом, захваченным в масляной ванне. Однако в этом воздушном фильтре воздухом увлекается из ванны масло, которое затем попадает в двигатель, в результате чего количество масла уменьшается и эффективность очистки снижается. Кроме того, за воздушным фильтром требуется значительный уход.
Более эффективны воздушные фильтры автомобильного типа (рис. 2, в). Капли масла, увлеченные воздухом, направленным козырьком, промывают сетки 6 и стекают обратно в ванну 3. В том случае, если масла в ванну залито сверх нормы, то оно частично поступит в двигатель и в ванне установится требуемый уровень масла. Эти воздушные фильтры улавливают до 85— 90% пыли.
У сухого воздушного фильтра инерционнрго типа (рис. 3, а) мотоцикла ИЖ-56 потоку неочищенного воздуха, поступающего под колпак 2, направляющие лопатки 3 придают круговое движение по спирали. При этом частицы пыли отбрасываются к стенкам корпуса 4 и опускаются вниз в пылесборник 11, а очищенный воздух, изменив направление, поднимается вверх и через патрубок 1 поступает в карбюратор. Однако 50—70% пыли все же проходят в двигатель,. Уход за воздушным фильтром заключается в периодическом вытряхивании пыли из легкосъемного, укрепленного на защелках 10 стакана пылесборника.
В показанном на рис. 3, б воздушном фильтре воздух очищается при проходе через похожий на меха мешок из плотной шерстяной ткани, надетой на спиральную пружину большого диаметра. Сопротивление воздуха при проходе через шерстяную ткань незначительно. Во время работы двигателя меха вибрируют и очищаются. В случае сильной запыленности мехов их надо вынуть из-под легкосъемного колпака и вытряхнуть.
В последнее время получают распространение сухие бумажные воздушные фильтры (рис. 3, в). Эффективность очистки воздуха в них составляет примерно 99%, а сопротивление воздуха незначительно. В металлическом или пластмассовом корпусе 4, служащем глушителем шума впуска, помещен фильтр. Он представляет собой решетчатый металлический цилиндр с крышками, внутри которого на гофрированном каркасе размещена специальная бумажная лента длиной 2 см и шириной 80 мм или фильтрующий элемент. Проходя через поры бумаги, воздух очищается. Тряска и вибрация при движении мотоцикла способствуют очистке поверхности бумаги от оседающей пыли.
Важным условием, хорошей очистки воздуха, поступающего в двигатель, является размещение воздушного фильтра в наименее подверженной воздействию пыли части мотоцикла. Таким местом считается пространство под седлом водителя и другие более высоко расположенные места.
Декоративно-защитные щитки.
От попадания снега, воды и грязи карбюратор предохраняют декоративно- защитные щитки. Они закрывают все пространство, в котором расположен карбюратор, но затрудняют к нему доступ.
Выпускные трубы и глушители.
В момент открытия выпускного клапана или окна давление в цилиндре составляет около 5 кГ/см2. Отработавшие газы, имеющие температуру примерно 1300° С, с огромной скоростью устремляются через выпускную трубу в атмосферу. Для уменьшения производимого при этом шума на конце трубы установлен глушитель; у двухтактного двигателя он способствует также получению высокой мощности.
Действие глушителя заключается в уменьшении скорости отработавших газов к моменту соприкосновения их с атмосферным воздухом, что осуществляется различными способами: расширением газов в полости большого объема; установкой на пути газов различных перегородок — дырчатых для разделения на множество струй и гладких для многократного изменения направления газового потока и его лучшего охлаждения. В последнее время широкое распространение получают глушители, состоящие из ряда резонаторов.
Глушители для четырехтактных двигателей чаще делают неразборными. У двухтактных двигателей глушители преимущественно разборные, так как их необходимо часто очищать от нагара. На дорожных мотоциклах выпускные трубы и глушители располагают внизу, на спортивных мотоциклах (в основном для того, чтобы глушители при сильном наклоне мотоцикла не задевали за дорогу) — вверху.
Из-за сопротивления, оказываемого глушителем, мощность четырехтактного двигателя, а следовательно, скорость мотоцикла несколько уменьшается. Например, ерли максимальная скорость мотоцикла равна 100 км/ч; то при установке на нем эффективного глушителя скорость уменьшается всего на 2—3 км/ч.
У двухтактного двигателя дорожного мотоцикла глушитель не уменьшает мощности. При снятии глушителя увеличиваются потери рабочей смеси при продувке и нарушается регулировка карбюратора. Потери рабочей смеси из цилиндра в этом случае объясняются следующим. Волна давления, распространяющаяся от выпускного окна по выпускной трубе, доходит до первой перегородки, отражается от нее и возвращается обратно к выпускному окну. Если к этому моменту выпускное окно открыто, а продувочное окно закрыто, то обратная волна будет препятствовать утечке рабочей смеси через выпускную трубу.
Уменьшение мощности, а следовательно, и скорости мотоцикла происходит также при установке на мотоцикле глушителя от мотоцикла другой марки. К таким же последствиям приводит и увеличение сопротивления глушителя вследствие Отложения нагара. Например, у двигателя мотоцикла ИЖ «Юпитер» после пробега 20 тыс. км из-за засорения глушителя нагаром мощность снизилась на 4,5 л. с., а максимальная скорость — на 5—6 км/час; расход топлива возрос на 17%.
У спортивных мотоциклов в результате соответствующего подбора длины выпускных труб и установки на конце трубы раструба можно увеличить мощность двигателей. Но езда на мотоцикле с таким раструбом сопровождается не допустимым вне района соревнований шумом.
Профилактическое обслуживание.
Неисправности в системе питания являются наиболее частой причиной вынужденных остановок мотоцикла в пути. Основная причина неисправностей заключается в попадании в топливо посторонних частичек и воды, вызывающих недопустимое обогащение или обеднение горючей смеси.
Обогащение горючей смеси.
Как было указано выше, при обогащенной смеси мощность наибольшая; при работе на богатой смеси понижается мощность двигателя и возникают перебои в его работе. Вследствие неполного сгорания смеси из глушителя выходит черный дым; в камере сгорания усиленно отлагается нагар. Кроме того, в результате быстрого осаждения на нижней части изолятора копоти перестает работать свеча зажигания. В четырехтактном двигателе несгоревшее топливо смывает смазку с зеркала цилиндра и разжижает масло.
При еще большем обогащении смеси она не воспламеняется, и исправный двигатель перестает работать. В таком случае, чтобы удалить лишний бензин из цилиндра, его продувают воздухом, для чего медленно прокручивают коленчатый вал двигателя при полностью открытом дроссельном золотнике.
Обогащение смеси возникает из-за переполнения поплавковой камеры бензином, сильного загрязнения воздушного фильтра, неполного завертывания жиклера, а также из-за неправильной регулировки и засорения карбюратора. Поплавковая камера Переполняется бензином при попадании сора и воды под конус запорной иглы, проникновении бензина в поплавок, выскакивании запорной иглы из замка и скоплений сора в ее нижней направляющей. Если нормальная работа запорной иглы после нескольких легких постукиваний по поплавковой камере не восстановится, то открывают крышку поплавковой камеры, вынимают из поплавка иглу и, удалив сор, вращают иглу в обе стороны, прижимая к седлу.
Обеднение горючей смеси.
При большом избытке воздуха в горючей смеси расход топлива увеличивается, мощность двигателя заметно уменьшается; он сильно нагревается, происходят обратные вспышки в карбюраторе (двигатель «чихает»), из глушителя вылетают искры.
Объясняются эти явления замедленным горением бедной рабочей смеси. При этом горение, продолжаясь во время тактов рабочего хода и выпуска, затягивается до начала впуска. Горящая в цилиндре рабочая смесь поджигает вновь поступающую горючую смесь во впускном патрубке и карбюраторе. Возникает обратная вспышка.
Обеднение горючей смеси происходит вследствие попадания в топливо воды, засорения воздушного отверстия в пробке бензинового бака, засорения бензинового крана, отстойника, фильтра, бензопровода, поплавковой камеры, канала между ней и жиклером, жиклера, а также от неправильной регулировки карбюратора.
Для быстрого определения места засорения следует надавить на кнопку утопителя поплавка. Если поплавок всплывает, это означает, что засорился канал между поплавковой камерой и жиклером или жиклер. Если поплавок не всплывает — произошло засорение бензопроводов, кранов и т. д. на пути бензина между поплавковой камерой и бензиновым блном при условии, что в нем есть бензин и воздушное отверстие в пробке горловины пропускает воздух. Засорение устраняют, продувая детали воздухом с помощью насоса.
Профилактические работы.
Все перечисленные неисправности можно предупредить, если своевременно выполнять следующие правила и профилактические работы:
1) вливать бензин в бак только через густые сетчатые фильтры;
2) в бензиновый бакгдвухтактного двигателя вливать только предварительно приготовленную в отдельной посуде однородную смесь бензина с маслом;
3) при образовании внутри бензинового бака ржавчины, проникновения в него воды и грязи снимать бак, вычищать, промывать и высушивать;
4) изредка очищать воздушное отверстие в пробке бензинового бака;
5) закрывать выходную трубку бензинового бака колпачком с сеткой;
6) промывать отстойник и поплавковую камеру после расхода примерно 30—40 л бензина если бензин получен из бензоколонки, промывку можно производить реже;
7) периодически ездить, установив бензиновый кран в положение «Резерв», чтобы в каналах, соответствующих этому положению, не скапливалась грязь;
8) при чистке отстойника проверять интенсивность вытекания струи бензина из крана при установке его в положения «Открыто» и «Резерв», а также проверять, нет ли подтекания бензина при установке крана в положение «Закрыто»; :
9) выливать отстой из штуцера, закрывающего в карбюраторе полость расположения главного жиклера, продувать воздухом сетку на штуцере;
10) проверять целость бензопроводов, в особенности в местах соединения их с патрубками половин бензинового бака, с карбюратором и краном;
11) периодически подтягивать все резьбовые соединения карбюратора и бензинового крана, соблюдая осторожность, так как детали из цинкового сплава непрочны;
12) надавливать на утопитель поплавка плавно (не ударять пальцем), чтобы не повредить поплавка;
13) разбирая карбюратор для очистки (через каждые 1500— 2000 км пробега), проверить, не проник ли внутрь поплавка бензин (хотя это и случается очень редко); место повреждения поплавка, заполненного бензином, можно обнаружить при опускании поплавка в горячую воду по выходящим пузырькам газа; после испарения бензина из поплавка отверстие в нем запаивают минимальным количеством (чтобы не, увеличить массы) третника или олова;
14) выполнять правила ухода за воздушным фильтром: промывать и ополаскивать маслом масляный сетчатый воздушный фильтр; очищать, от пыли сухой воздушный фильтр;
15) своевременно очищать от нагара выпускные трубы и глушители. Для очистки от нагара разборные глушители разбирают; неразборные очищают раствором каустика или выжигают нагар паяльной лампой.
|