Однако направляющие трубы телескопической вилки нельзя удлинять до бесконечности. Огромный пролет от нижней траверсы до оси колеса будет прогибаться, как шест для прыжков в высоту. В этом случае управлять мотоциклом практически невозможно. А потому самодельщики вспомнили старую добрую конструкцию короткорычажной подвески переднего колеса. Даже "Хонда" на одной из новинок прошлого года (естественно, это был чоппер) применила такую систему подвески. При всем кажущемся разнообразии конструкций короткорычажных вилок все они приводятся к общему знаменателю: это две мощные опорные трубы, два качающихся на них рычага и тяга (тяги), связывающая рычаги с системой пружин и амортизатором (как правило, гидравлическим, обычно расположенным возле траверс).
Всерьез позаботьтесь о материале - найдите надежные опорные трубы диаметром не менее 38 мм. Траверсы изготовьте из дюраля Д16Т или любой простецкой стали, ведь чопперу лишний вес не страшен. Остальные детали не столь велики, и подобрать трубы для тяги, связывающей рычаги с пружиной, не составит большого труда. Подберите и стальные пластины для самих рычагов.
Строительство начинайте с изготовления траверс. Нижняя будет самой обычной (фото 1), а на верхней предусмотрите точки крепления для опоры пружины. Эта опора должна иметь возможность вращаться вокруг своей оси - при ходе рычагов подвески тяга будет немного качаться относительно опорных труб.
Соберите траверсы на рулевой колонке рамы мотоцикла и подтаскивайте поближе заготовки опорных труб. Самое время определить, какой длины их сделать. Поставьте раму с задним колесом на чурбачки в такое положение, в каком она находилась бы, если бы мотоцикл стоял на колесах. Вставьте в траверсы опорные трубы, подкатите переднее колесо и прикиньте, где будут точки крепления - вращения рычагов подвески. Прикинули? Отрезайте лишнее.
Одна из сложных задач при создании такой конструкции - изготовление надежных шарнирных соединений опорных труб и рычагов подвески (фото 2, 3). Можем предложить варианты: бронзовые втулки (на фото), шарикоподшипники или игольчатые подшипники от шкворней передней подвески "Волги". Все варианты хороши, дело в ваших возможностях и вкусе. Такие же шарниры используйте в соединении рычагов и тяги. Это добавит всей конструкции жесткости на скручивание, что, в свою очередь, положительно отразится на управляемости вашего чоппера.
Теперь переходите к созданию пружинной составляющей подвески переднего колеса. Тяга, передающая усилие от рычагов к пружине, может быть такой, какой создает ваша фантазия. Мы предлагаем "практический индастрил": сердито и надежно (фото 4). Тяга упирается в пружину, пружина - в траверсу. На фото пружина от "Урала" усилена более тонкой, установленной внутри первой (фото 5, 6). Обратный ход подвески необходимо ограничивать. Во времена, когда на автомототехнике еще не появились гидравлические амортизаторы (они, как правило, выполняют функцию и ограничителя хода подвески), ограничителем служила пружина.
На фото она расположена выше верхней траверсы. Но это дань стилю. Те же, кто много ездит, скорее предпочтет обычный гидравлический амортизатор (например, от задней подвески "Урала" или "Ижа"). О мелочах. Если вы не ортодоксальный последователь идеи чопперостроения, то вполне можете смонтировать на своем мотоцикле тормоз переднего колеса. Простейший вариант: стандартное колесо с тормозной платой от "Туриста", соединенной с вилкой, тягой на шарнирах. Захотите дисковый, - крепите скобу на одном из рычагов подвески.
Ну и еще, конечно, хром - много хрома. Невообразимые стойки руля и качественный крепеж под внутренний шестигранник украсят аппарат.
|