Вспомнил студенческие годы, поездки на «Явах»... Не удержался от соблазна - отправился покупать мотоцикл. Приглянулся «Урал-Вояж». Слегка путаясь в рычагах-педалях-ручках (все же 20 лет простоя!), вернулся домой за рулем.
Мотоцикл всем хорош: басовитым выхлопом, обилием хрома, и даже лязг и скрежет при переключении передач, отдаленно напоминающие звук гусениц надвигающегося танка, тоже нравились.
Единственное, что не устраивало, - «Урал» заваливался на бок в поворотах на небольших скоростях. В мотосервисе успокаивали: это дефект всех «Вояжей». Не успокоили... Мне, выпускнику автодорожного института, негоже было мириться с этим безобразием - принялся за работу. На мой взгляд, валкость «Урала» вызвана тем, что в нем высоковато расположен центр тяжести. Чтобы его понизить, нужно сделать раму компактнее. Вырезал верхнюю трубу, изготовил жесткий сдвоенный «хребет» из бесшовных труб, усилил его косынками. Он расположен ниже штатной трубы на 135 мм. Чтобы из переделанной рамы можно было вынимать двигатель без излишней возни, сделал «хребет» съемным - он крепится к раме приваренными к его концам мощными фланцами с захватами типа «ласточкин хвост». Опустить сиденье мешал громоздкий штатный аккумулятор.
Устанавливать менее емкий не рискнул, поэтому удалил резонатор глушителя и переставил на его место батарею. В результате высота мотоцикла по сиденью теперь всего 700 мм! Пробная поездка подтвердила: возился не зря, мотоцикл стал гораздо устойчивее на малых скоростях.
Оставалась еще одна возможность снизить центр тяжести. Чтобы опустить еще ниже бензобак, вварил в него снизу глубокий П-образный короб, добавил еще одну горловину и перенес на бак спидометр.
Другая причина неуверенного поведения мотоцикла на дороге - передняя покрышка оказалась кривой. При вращении колесо выписывало восьмерки и прочие сложные фигуры. Заменил обе шины на белобокий Dunlop - и «Вояж» стал нормально проходить повороты.
Есть у «Уралов» еще одна «засада»: корпус 500-ваттного генератора трескается вблизи места крепления. Перед тем как установить новый, я усилил слабое место: приварил ребра жесткости и после регулировки зацепления установил две опорные стойки, поддерживающие его заднюю часть.
И еще об одной неприятности, досаждающей оппозитчикам. Начали одна за другой «сыпаться» крестовины. Это странно, ведь качество металла и исполнение были вполне приличные. Нашел в книге 30-х годов: вилки крестовин на карданном валу должны быть установлены в одной плоскости - только в этом случае пульсации в трансмиссии минимальны. На заводе же их собирают как придется, а в запчасти валы и вовсе поступают в разобранном виде. Я правильно собрал вал - и забыл о неприятностях с крестовинами.
Для дальних путешествий оборудовал мотоцикл кофрами. Их общий объем - около 110 литров. Верхний заказал по каталогу, а боковые, двухсекционные, сделал сам. В нижних отсеках вожу палатку и спальник, в верхних - продукты и всякую мелочевку. Боковые кофры придали аппарату такой вид, что если смотреть сзади, он немного напоминает автомобили 50-х годов. А раз так, то, чтобы достичь еще большего сходства, дополнил конструкцию бампером. Задних фонарей три: снизу стоп-сигнал с оптимистичным названием «Могильный камень» - в угоду стилю, средний -светодиодный от велосипеда (яркий и экономичный), а верхний, пожалуй, самый правильный с точки зрения ГИБДД - от Jawa 638. Чтобы контролировать работу электрики, установил на правую дугу вольтметр.
Ветровое стекло простым только кажется. Я выгнул его из 4-миллиметрового поликарбоната - материала очень прочного, расколоть его почти невозможно. Несколько заготовок запорол, пока понял, до какой температуры нужно нагревать стекло, а ведь недогреешь - гнется плохо, перегреешь - тут же оплавляется и пузырится, но получилось то, что хотел.
Фары заказывал по каталогу. Сколько стоят - боюсь вспоминать . Так ведь какая красота! А свет, каков! Сочетание 100-ваттной лампы в центральной фаре и двух по 55 ватт в дополнительных не оставляет открытым на ночь люкам ни шанса остаться незамеченными. Еще одно решение, которым не грех похвастаться, - новые зеркала заднего вида. Хрупкие корпуса штатных пришлось менять в первый же месяц: развалились. Установил автомобильные. Их корпус и зеркало не скреплены намертво, поэтому никакие вибрации и тряски не в состоянии сбить регулировку. Теперь я всегда «в курсе» коварных планов водителей авто, возникающих то справа, то слева.
Но, пожалуй, больше всего горжусь окраской мотоцикла. Да, потратился: стоимость «золотого перламутрового хамелеона» сопоставима с ценой всего мотоцикла. Методом проб и ошибок, окрасив множество деталей самых разнообразных форм, определил параметры распылителя, сколько слоев каждого компонента следует наносить... Считаю, работа удалась: в солнечный день краска играет от бордового до золотого и зеленого - в зависимости от освещенности и угла зрения.
На доработку мотоцикла ушло несколько лет. За это время наездил всего-то пять тысяч километров. Зато в прошедшем сезоне отвел душу! На пятом десятке лет нашел удовольствие в спокойном, неспешном променаде по ночной Москве. А иногда беру палатку и с женой, как в былые годы, отправляемся в путешествие.
Мой «Вояж» надежен, неприхотлив и удивительно живуч. Ни разу не возвращался домой «на галстуке» или в чреве автовоза. Мотоцикл хоть и тяжел весом, но им легко управлять. Длинные платформы подножек позволяют изменять в дальней дороге положение ног - чтобы не устали. Самое трудное - заставить себя слезть с мотоцикла, когда возвращаюсь домой.
Общие данные: снаряженная масса - 341 кг | длина - 264 O мм база - 1 65 O мм | высота по седлу - 7ОО мм | дорожный просвет - 1 25 мм | объем бензобака - 2О л | расход топлива: по трассе - 5 л/1ОО км; в городе - 7 л/100 км. Двигатель - «Урал» | рабочий объем - 745 см. куб. | диаметр х ход - 78x78 мм | мощность - 45 л. с. | карбюраторы - штатные и воздушные фильтры - из автомобильных масляных фильтров. Трансмиссия: КПП, механизм сцепления и главная передача - штатные. Ходовая часть: рама - «Урал», доработанная передняя и задняя подвески - штатные. Тормоза: штатные Brembo . Шины Dunlop : передняя - 12 O /8 O -18" | задняя - 13О/8О-16". Электрооборудование: генератор - 5ОО Вт термометр, вольтметр - автомобильные фары и фонарики - приобретены по заказу из каталогов | стоп-сигналы - «Могильный камень», велосипедный и от Jawa 350/638.
|